Бакинский международный морской торговый порт повышает транзитную способность стран региона

Бакинский международный морской торговый порт повышает транзитную способность стран региона

На Бакинском порту зафиксирован большой рост контейнерных перевозок

www.azertag.gov.az
10 окт 14:00

 


Морские перевозки являются основным, а в некоторых случаях и единственным возможным способом доставки грузов при межконтинентальных транспортировках. К главным достоинствам перевозок морским транспортом относят их низкую себестоимость на дальних маршрутах и непредвзятость к параметрам и типу груза.
При морской транспортировке грузов наибольшее распространение получили контейнерные перевозки, которые являются неотъемлемой составляющей мультимодальных перевозок. Использование контейнеров при перемещении грузов различными видами транспорта существенно сокращает стоимость и время доставки товара. В силу своих неоспоримых достоинств морские контейнерные перевозки по праву занимают лидирующие позиции на рынке транспортных услуг.
В докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) говорится, что объем международных морских перевозок в прошлом году увеличился на 4 процента. По мнению экспертов, объемы морской торговли будут расти и дальше, особенно в области перевозок контейнерных и сыпучих грузов. В прошлом году морским транспортом перевезено 10,7 миллиарда тонн грузов и почти половину всех сыпучих товаров.
Авторы доклада также указывают на то, что развивающиеся страны в прошлом году обеспечили более шестидесяти процентов глобальной морской торговли – причем как экспорта, так и импорта. Доля грузов, поступающих из развитых государств и в обратном направлении, напротив, снизилась и составляет не более трети от мировых объемов морских перевозок.
Свой вклад в развитие морских перевозок вносит и Бакинский международный морской торговый порт, с открытием которого Азербайджан, обладающий важным геостратегическим положением на евразийском пространстве, имеющий многочисленные экономические и торговые связи, вступил в новый, современный этап развития морского транспорта. Бакинский международный морской торговый порт называют одним из главных проектов инициированного Китаем мегапроекта «Один пояс - один путь», который окажет огромное влияние на развитие мировой торговли и взаимоотношений между странами в 21 веке.
Бакинский международный морской торговый порт, являющийся составной частью стратегии Азербайджана по превращению в важный транспортный и логистический центр региона, расположенный на пересечении транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг, играет решающую роль в расширении транзитных возможностей страны. Порт охватывает территорию 117 гектаров и имеет 12 причалов. Грузоперевалочная способность порта составляет 15 миллионов тонн, в том числе 100 тысяч контейнеров, в год. Общая протяженность причалов – примерно 2100 метров. А протяженность опорной стены железобетонной конструкции, являющейся одним из самых последних инженерных новшеств, составляет 1777 метров. В порту построены 2 причала для судов типа Ro-Ro, универсальный сухогрузный и контейнерный терминал, состоящий из семи причалов, два паромных причала, а также причал для судов служебного флота. Второй причал Ro-Ro и паромные причалы оснащены подвесным пандусом с гидравлической системой, что обеспечивает безопасный подход судов к причалу, независимо от повышения и снижения уровня воды. Протяженность причала для судов служебного флота составляет 155 метров, к причалу могут одновременно подойти 11 судов.
В акватории порта проделаны дноуглубительные работы, построен входной канал протяженностью 7,5 километра и диаметром поворота 450 метров. Канал и акватория поворота позволяют обеспечить безопасный и свободный вход в порт всех видов судов, которые ходят в Каспийском море. В настоящее время в порт входят суда весом до 7000 - 8000 тонн, нынешняя глубина достаточна для этого. В ходе проектирования были учтены также возможности увеличения глубины в акватории порта, что в дальнейшем обеспечит свободный вход и более крупных судов.
В целях повышения эффективности погрузочно-разгрузочных операций в комплексе сооружены шесть 80-, 40- и 32-тонных портальных кранов производства Германии. На контейнерной площадке создана специальная инфраструктура для размещения одновременно 1040 контейнеров и обслуживания 64 холодильных контейнеров.
В период после ввода в строй железной дороги Баку-Тбилиси-Карс на Бакинском международном морском торговом порту зафиксирован большой рост контейнерных перевозок. В январе-сентябре 2018 года в эквиваленте TEU зарегистрирована перевалка 19 961 контейнера . Это на 81,9 процента больше, чем в соответствующий период прошлого года (10 970 TEU).
Зарегистрирован рост и в пассажирских перевозках как в казахстанском, так и туркменистанском направлениях. За 9 месяцев текущего года в этих направлениях перевезено 34 470 пассажиров. Объем роста пассажироперевозок составил 45,2 процента.
Перевалка сырой нефти и нефтепродуктов через Абшеронский нефтяной терминал порта в январе-сентябре составила 389.5 тысячи тонн. Это на 15,7 процента больше, чем в соответствующий период 2017 года (337,4 тысячи тонн).
Азербайджан расположен на международных транспортных коридорах Север-Юг и Восток-Запад, что, создавая богатый транзитный потенциал для нового порта, позволяет ему выполнять функции стратегического транспортного узла в перевалке поступающих в страну, вывозимых из страны и транзитных грузов, обеспечивать эффективный, быстрый и безопасный паромный переход по Каспийскому морю. Этот комплекс выполняет функции прямого грузосборочного пункта для железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, который открылся 30 октября прошлого года. Появилась основа для формирования эффективной и устойчивой логистической цепи, обеспечивающей сбор грузов, поступающих в страну по коридорам с северного, южного, восточного и западного направлений, в новом портовом комплексе и транспортировки их по железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс в европейском направлении или судами – в восточном направлении. На прилегающей территории, включая территорию нового порта, создается свободная экономическая зона, что обеспечит порт, как важный транспортный узел, более широкими возможностями для транзита и перевозки.
Таким образом, создавая крупную транспортную инфраструктуру, Азербайджан приумножает свое геополитическое, геоэкономическое значение, а Бакинский международный морской торговый порт повышает транзитную способность стран региона.

ДРУГИЕ НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ