Историко-этнографический музей-заповедник

Историко-этнографический музей-заповедник "Гала"

Село Гала – это совершенно уникальный комплекс, который одновременно представляет собой и жилое поселение, и этнографический заповедник.

ГЕО: ((Азербайджан/БАКУ)) Историко-этнографический музей-заповедник "Гала”
22 янв 12:18
Все жилые дома в поселке – это уникальные исторические и архитектурные памятники, большинство из которых насчитывают не одну сотню лет. А живут в этом удивительном месте не историки и археологи, а простые крестьяне и ремесленники.
И не только живут. А активно пользуются всем этим богатством: купаются в старинных банях, играют свадьбы в древних домах торжеств и держат скот. В Гала разводят редких черных хамаданских ослов и уникальных галинских овец.
ГАЛИНСКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Эти овцы отличаются огромным весом – взрослое животное может весить больше 100 килограммов. Причем почти половину этого веса составляет огромный курдюк.
В старину специально под курдюк мастерили небольшие тележки, чтобы овцам было легче передвигаться. В 18 веке поголовье галинских овец выросло настолько, что в поселке постоянно стоял грохот от телег. Тогда правитель принял решение запретить тележки, и наказал не перекармливать животных. И через 20-30 лет поголовье галиинских овец снизилось в несколько раз.
Галинцы, так называют жителей поселка, отказались от овец в пользу верблюдов, которые и сегодня очень популярны на Апшероне. Эти неприхотливые животные прекрасно прижились в жарком апшеронском климате. Сегодня, как и сотни лет назад, верблюжье мясо и молоко используется в еде, а из шерсти делают подушки, одеяла и даже перины. Только сегодня шерстяные перины и одеяла это, скорее, дань традиции, а вот для наших предков – единственный способ согреться в холодных каменных домах.
СТАРИННЫЕ ЖИЛИЩА
Каменные жилища на Апшероне начали строить еще две тысячи лет тому назад. Именно тогда здесь появились и первые каменные карьеры. А уже в средние века в поселке Гала начали сооружать постройки, напоминающие современные дома.
Все средневековые постройки имеют куполообразные потолки. В то время на Апшероне дерево было большой редкостью, а сделать каменные потолки горизонтальными просто не возможно.
Под такими сводчатыми потолками и собиралось все тепло. Поэтому двери в старинных домах делали очень низкими, чтобы не выпускать тепло наружу. Апшеронцы использовали и дополнительные утеплители.
Так как на Апшероне дома были каменными, для их утепления использовали ковры. Вначале безворсовыми килимами и паласами покрывали полы, а позднее ковры начали вешать на стены и даже потолки.
Ковры ткали из шерсти галинских овец. Из тонкой и шелковистой нити получалась довольно прочная нить, которую затем окрашивали соком граната, вишни и настоями трав. На ткацкий станок развешивали по одной катушке каждого цвета и начинали вязать узлы.
Узлы закрепляли с помощью тяжелого деревянного хеве, а для разделения нитей использовали бронзовый киркид. Чем плотнее получались узлы, тем выше ценился ковер. Точно так же оценивают стоимость безворсовых ковров и сегодня.
 « Чем тяжелее хеве, тем плотнее он прижимает узел. Поэтому, старинными хеве пользуются и сегодня, ведь технология за сотни лет не изменилась. Вместе с хеве из поколения в поколения передаются и секреты мастерства. В каждой галинской семье свои узоры, которыми украшают ковры, утварь и подушки.» рассказала жительница поселка Гала Дильгюше Абдуллаева
Ковровые подушки на протяжении нескольких столетий были не только главным украшением домов, но и являлись своеобразной мебелью. Их использовали как стулья, подлокотники, сооружали из них диваны. Поэтому в Азербайджане существует несколько видов подушек: это длинные мутекке, маленькие - ястыг, большие - балыш и, наконец, налча, на которых сидят на полу.
 «Зимой эти подушки складывали друг на друга вокруг очага, прямо на ковры, и члены одной семьи рассаживались на эти подушки. Теплый очаг, в котором постоянно поддерживали огонь с помощью углей, накрывали специальным одеялом - кюрсю йорганы. Этим абсолютно круглым одеялом накрывалась вся семья. Таким образом, галинцы проводили все зимние ночи.» отметила гид Исмайлова Нурана
Днем часть подушек складывали в специальные шкафы – джума хатан, где хранили только постельные принадлежности. Эти шкафы сооружали прямо в стенах, чтобы тепло равномерно распределялось по всей комнате. Шкафов иногда было так много, что на окна просто не оставалось места. В темных помещениях галинцы только ночевали, а все время проводили во дворе. Здесь располагались большие печи, амбары и колодцы.
В средние века самыми ценными продуктами считались зерно, соль и уксус. Их хранили в специальных бассейнах посреди двора.
В одном дворе могло располагаться несколько домов. По соседству жили ближайшие родственники, поэтому обязанности по дому делили между всеми. Пока одна хозяйка готовила, другая убирала, а третья ткала на всю семью. Со временем женщины стали собираться в одном помещении, где они проводили все свое время.
В старину в некоторых деревнях в небольших домах не было отдельных ванных. Женщины купались прямо на кухне. Для этого они использовали железные амфоры. Процесс омовения проходил в специальных нишах.
Эти ниши располагаются в углах кухонь таким образом, что не видны с входа. Поэтому женщины могли купаться здесь, не опасаясь нескромных взглядов посторонних мужчин. К тому же кухни были единственным помещением, где постоянно сохранялось тепло. Чтобы накормить многочисленных родственников, женщины были вынуждены постоянно поддерживать огонь в тендирах и под саджами. В тендирах готовили вторые блюда, а на саджах - знаменитые лепешки лаваш.
 ЛАВАШ
Лаваш, по-азербайджански - «лай-аш», переводится как основа под плов. Тесто нужно раскатать очень тонко. У хорошей хозяйки лаваш просвечивает. Первоначально, тонкие лепешки клали на дно казанов, чтобы рис не пригорал, а потом стали готовить как самостоятельное блюдо. Существует несколько видов лаваша и у каждого своя рецептура.
 «Простейший и самый древний рецепт состоит из трех компонентов – муки, соли и воды. Такой лаваш получается самый тонкий. А если в тесто добавить немного закваски, то лепешка получится пышной. Такой лаваш под плов не положишь.» рассказала жительница села Гала Сахиля Алиева
Чем тоньше лаваш, тем быстрее он пропекается. На тонкие лаваши нужно всего несколько секунд. Главное вовремя переворачивать лепешку, чтобы она пропеклась равномерно.
 «Лаваши готовят не на углях, а на дровах, на очень сильном огне, который нужно постоянно поддерживать. Поэтому готовят лаваши, как минимум, 3 хозяйки: пока одна стоит у огня, две другие раскатывают лепешки.» рассказала жительница села Гала Гюльхар Байрамова
Хлеб хранили в глиняной и медной посуде. В Гала такая посуда популярна и сегодня. Искусство медников и гончаров передается из поколения в поколение.
ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО
Гончарное искусство – самое древнее на Апшероне. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение несколько тысячелетий. Гончар Халид Шабанов учился у деда. Именно он научил внука работать по старинной технологии.
Как и его предки, Халид использует только местную глину. Сначала полчаса мнет и отбивает ее, а потом уже начинает формировать вазочку.
«Местная глина очень пластичная, поэтому я практически не смешиваю ее с водой. Перед тем как сесть за круг, я представляю себе готовое изделие, а дальше уже можно работать с закрытыми глазами.» рассказал гончар Халид Шабанов.
В гончары в основном идут мужчины, так как в этом ремесле нужны крепкие руки. Хотя в Гала сохранились легенды о первых гончарах-женщинах, которые жили здесь тысячу лет назад. Так что многие современные женщины тоже не прочь попробовать себя этой роли.
Прежде чем приступить к работе, нужно снять кольцо и часы, так как они могут оставить след на глине. А еще вначале нужно научиться правильно крутить ногой гончарный станок.
Как оказалось, работать на станке совсем несложно, особенно если кто-то умело управляет станком и твоими руками. Гораздо сложнее правильно разместить готовые изделия в печи. Печь должна нагреваться постепенно, чтобы глина не потрескалась. Поэтому изделия кладут в холодную печь, а потом медленно нагревают ее в течение 5 часов. Первые каменные печи сооружали под землей, рядом с домом, чтобы согреть помещение, а потом в целях безопасности вынесли печи во двор.
В старину свои гончары были в каждой семье, точно так же как и свои кузнецы, ткачихи, медники и жнецы. Однако со временем каждая семья стала специализироваться в одном ремесле, и тогда появились первые базары.
 БАЗАР
Необходимую утварь здесь покупали не на деньги, а обменивали на товар. Базары проходили один раз в неделю по воскресеньям, поэтому по-азербайджански этот день недели так и называется – базар.
У каждого товара был свой эквивалент в другом товаре. Например, за один ковер давали 10 медных кувшинов или 20 глиняных горшков. Продукты отсыпали в специальные весы, которые называются «халяльными», то есть богоугодными. Такие весы до сих пор считаются самыми честными.
Свои базарные площади были в каждом селе. В этот день женщины и мужчины надевали свои лучшие наряды, чтобы похвастаться перед друзьями и вызвать зависть у недоброжелателей. На базарной площади собирались все жители села, а располагались они у обочины дороги, чтобы и путешественники могли купить необходимое. А прямо около базаров свои мастерские строили кузнецы.
КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО
Кузнечное дело в Азербайджане передают только по мужской линии. И не мудрено, ведь даже чтобы разжечь огонь, нужна дюжая сила. В Гала печи разжигают по старинке – с помощью мехов.
Звон кузниц слышен издалека. Именно на него и собирались путники. Пока кузнецы меняли подковы у лошадей, их хозяева собирались у огня и вели теплые беседы. Хотя летом здесь довольно жарко.
Традиционно в кузнецы работают трое: устад, то есть мастер, подмастерье и ученик. Пока один разжигает огонь, другие готовят инструменты и нагревают металл.
 «В Азербайджане принято подковывать не только коней, но и ослов. Подковы также вешают на двери дома от сглаза.» отметил житель села Гала Эльшан Велиев
В кузнечном деле существует своя иерархия. На высшей ступени стоят медники, которые не только отливают подковы, но и создают настоящие произведения искусства – медную посуду, сундуки, подсвечники и даже сумки. Эта предметы до сих пор украшает дома галинцев.
Главным украшением домов была посуда: до 19 века - медная. На ней выгравировывали национальный символ огня – бута. В зависимости от направления, бута выражали любовь, ненависть или скрытые чувства.
Символ бута появился в Азербайджане еще в первом тысячелетии до нашей эры, вместе с огнепоклонниками.
ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ
В поселке Гала до сих пор сохранилось уникальное святилище, где огнепоклонники совершали свои ритуалы. Это место представляет собой круг, со всех сторон обнесенный камнями с очень реалистичными наскальными изображениями. Здесь явно выделяются изображения людей, совершающих религиозный ритуал.
Эти рисунки отражают мировоззрение, мироощущение древнего человека. По поводу некоторых из наших наскальных изображений археологи пришли к выводу, что они отражают связи с древней шумерской цивилизацией. Здесь иллюстрируются шумерская легенда о богине Инанне.
В середине святилища расположен очаг, на котором приносились жертвы. Этот очаг считается священным до сих пор, несмотря на то, что местные жители уже много столетий исповедуют ислам. Священными традиционно считаются и каменные дольмены, в которых хоронили огнепоклонников. Местные жители обходят их стороной, чтобы ненароком не потревожить духи умерших.
Из уважения к местным традициям, мы тоже не будем входить в дольмены, но прикоснуться к истории - можем. Стоит лишь потрогать руками любое сооружение в Гала, и сразу ощущаешь некий контакт между тысячелетиями. А закрыв глаза, медленно погружаешься в эту историю.
Aракчины
Aракчины – визитная карточка Гала. В этих головных уборах азербайджанские женщины щеголяли несколько столетий, начиная с раннего Средневековья и до 20 века. В Гала и сегодня можно встретить даму в аракчине.
Аракчин не заменим в жарком апшеронском климате. Высокая круглая шапочка из плотного хлопка как нельзя лучше предохраняет макушку от припекания и сохраняет голову в прохладе за счет своеобразной воздушной подушки между волосами и тульей. В таких шапочках можно часами обследовать местные достопримечательности даже в тридцатиградусную жару, которая держится в Гала до ноября.
Древние пещеры
Жаркий климат царит на всем Апшероне с незапамятных времен. Именно из-за этой жары местные племена несколько месяцев в году проводили в пещерах. Летом они спасались здесь от жары, а иногда подолгу жили в пещерах и зимой.
До нашей эры местные жители скрывались в таких вот пещерах. Они прятались здесь от непогоды, животных, и конечно, неприятелей.
В этих пещерах одновременно могли скрываться несколько сот человек. Об этом свидетельствуют найденные археологами древние тендири, водосборники и колодцы для хранения еды.
Почти у каждой пещеры были обнаружены глубокие колодцы для хранения зерна. Колодцы такие вместительные, что с каждого из них целое племя могло бы кормиться несколько месяцев. Рядом с каждым колодцем были сооружены большие тендири.
Историки утверждают: местные племена вначале были язычниками, то есть поклонялись множеству богов, каждый из которых олицетворял одну природную стихию. Древним богам нужно было приносить жертву раз в месяц, который отсчитывали по лунному циклу.
Несмотря на то, что местные племена здесь не жили, они соорудили среди пещер жертвенный камень. Именно здесь совершали религиозные обряды в эпоху неолита.
Через несколько столетий местные племена приняли огнепоклонничество и построили рядом с пещерами башню в честь главного бога Заратуштры. Новоиспеченные огнепоклонники прорыли к этой башне подземные ходы.
Башня
Эти подземные ходы существуют до сих пор. И не просто существуют – любой желающий может воспользоваться ими, чтобы сократить путь в башню. Хотя во время перехода придется не легко, так как по узким и невысоким подходам можно передвигаться только согнувшись.
Узкие подземные переходы имели несколько расширений посередине. Они назывались подземными комнатами. Здесь же располагались подземные колодцы.
Подземные комнаты с колодцами были необходимы, когда приходилось выдерживать длительные осады. Поэтому ими пользовались вплоть до раннего Средневековья, когда местные жители приняли ислам. Над одним из колодцев позже построили мечеть.
Эта мечеть строилась в несколько этапов. Самая старая часть относится к 10 веку, поздняя к 17. Мечеть расширили для войск Надир шаха, которые квартировались в поселке Гала.
Правоверные воины открыли здесь и первое медресе, которое функционировало прямо в стенах мечети. Священное строение превратили в настоящую цитадель, а окна укрепили с помощью решеток-шебеке, которые закрывают обзор мечети с внешней стороны.
Предание гласит, что именно верующие солдаты разрушили башню огнепоклонников. Мусульманские воины сочли ее угрозой религии, и сравняли башню с землей. Позже башня была восстановлена буквально по кирпичику по сохранившимся в селе рисункам.
Башни, построенные в доисламский период, носили исключительно религиозный языческий характер. Огнепоклонники использовали их, как одну огромную свечу, которая видна со всех сторон. На вершине башен все время горел огонь.
Высота башни – 13 метров. Однако первоначально деревянных лестниц здесь не было. Огнепоклонники поднимались наверх с помощью приставных лестниц, которые хранились на крепостной стене.
С башни открывается прекрасный вид на все село, которое начинается сразу за оградой башни-крепости. Изначально село строилось вокруг озера с соленой и пресной водой, которое существует здесь с незапамятных веков. Именно благодаря этому озеру местные бани прославились на весь Апшерон.
 Подземная баня
В древности посередине озера проходил узкий участок суши, который разделял соленую и пресную воду. Рядом с каждым из участков были построены бани – шор хамамы – с соленой водой и гум хамамы – с пресной.
Пресная вода из озера поступала в такие колодцы рядом с хамами. Огромные коромысла стояли на каменных глыбах, на которые иногда наносили рисунки. Этот относится к эпохе бронзы, что свидетельствует о древности, как самого колодца, так и хамама.
О древности бани свидетельствует и тот факт, что она была построена внутри холма, под землей, чтобы сохранялось тепло. В 12 веке здесь соорудили котельную, куда природный газ поступал по трубам. Тогда же под стенами и полом проложили керамические трубы с горячей водой, которые обогревали всю баню. Самым большим помещением был зал с бассейном, где купальщики отдыхали, пили чай и вели светские беседы.
Из общей залы узкие коридоры ведут в отдельные купальни, где и происходил процесс омовения. Холодную и горячую воду купальщики брали из бассейнов, которые располагались в помещениях между купальнями.
В хамаме до сих пор сохранились старинные каменные гардеробы для хранения одежды и обуви. Необычная баня была настолько популярна на Востоке, что сюда попариться приезжали даже издалека. В раннем Средневековье поселок Гала, вообще, был широко известен среди путешественников и паломников, так как стоял на караванном шелковом пути.
 Поселок Гала
 Поселок Гала до сих пор сохранил средневековую инфраструктуру. Дома, улочки и дворики здесь сегодня точно такие же, как и тысячу лет назад. Это 100 жилых домов, которые охраняются как архитектурные памятники.
Все жилые дома в поселке Гала представляют собой небольшие одноэтажные строения, обнесенные опять-таки невысоким забором. Можно постучаться в любой дом и вас встретят более чем гостеприимно.
Хозяева сразу приглашают гостей в главное помещение дома – единственную комнату. В средние века дома в поселке Гала состояли из одной комнаты, в которой сельчане только ночевали, и кухни, где они проводили весь день. Впритык к кухне строили хлев, чтобы домашние животные не мерзли холодными зимними ночами. Всю посуду хранили на кухне, а постельные принадлежности - в единственной комнате, в стенных шкафах джума-хатан. Над шкафами на специальную полку ляма выставляли самые ценные в доме вещи.
В 19 веке в моду вошли китайские пиалы, которые тут же получили азербайджанское название – кяса. Кяса были настолько популярны, что сразу стали главным предметом приданого. Ценность кяса определяли по звучанию.
 И сегодня кяса – главное украшение домов в Гала. В этих пиалах гостям подают все горячие блюда, а чай – в хрустальных стаканах армуды. Галинцы любят поговорить за чайным столом, поэтому чаепитие иногда затягивается на несколько часов. Галинцев, вообще, в Азербайджане считают философами.
 «Мне кажется, главная задача любого коренного галинца – это сохранить уникальность села. Это, так сказать, наше предназначение. Мне об этом говорила моя бабушка, а я учу своих внуков. Без прошлого у человека не может быть будущего, ведь наша сила таится в корнях, обычаях, истории. И то же самое можно сказать обо всем народе. Если мы забудем, откуда и зачем пришли, то никогда не выберем верного направления в будущем.» рассказал житель поселка Гала Шабан Шабанов.
Приблизительно так рассуждает каждый житель Гала, а поэтому делает все от него возможное, чтобы сохранить уникальность села. Здесь не надстраивают вторых этажей, не ставят кондиционеров и не утепляют дома. Здесь верят, что есть нечто гораздо более важное, чем удобство и комфорт. И это – история.

ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА "Путеводитель"