Старинные обычаи современных ингилойцев

Старинные обычаи современных ингилойцев

Ингилойцами называют азербайджанцев, говорящих на грузинском языке. Единственное в Белакенском районе Азербайджана ингилойское село называется Ититала.

Фото: танец ингилойцев, с. Ититала, Азербайджан ("МИР 24").
20 сен 22:23

Белакен, 20 сентября. Ингилойцами называют азербайджанцев, говорящих на грузинском языке. В Белакенском районе Азербайджана они проживают компактно и исповедуют ислам. Единственное в Белакенах ингилойское село называется Ититала, что в переводе с азербайджанского языка означает «острая вершина». Село, основанное в 1860 годы, действительно расположено на одном из самых высоких хребтов Большого Кавказа прямо на границе с Грузией. Такое соседство не могло не сказаться на культуре, обычаях и быте ингилойцев, предает «Мир TV».

Ингилойские танцы можно разделить на три группы. Первая сформировалась под влиянием грузинской культуры, вторая – азербайджанской, а третья – самобытные ингилойские танцы, не похожие ни на какие другие. Танец исполняют только женщины. Главное – вовремя повернуться. Половину движений женщины исполняют, двигаясь вперед, а вторую – пятясь назад.

В старину ингилойские танцы были обрядовыми, их исполняли, когда хотели связаться с духами.

«Это всего несколько движений, но совершаются они в определенной последовательности. Мы двигаемся по кругу, словно вода в мельнице. Так женщины когда-то подбадривали своих мужей и возлюбленных, которые работали на мельнице», - рассказала жительница с. Ититала Сакина Балабегова.

Двигаются в танце очень быстро и плавно. Для этого нужна специальная обувь. Ингилойцы исполняют этот танец только в джурабах - это одновременно и чулок, и башмачок. Они бывают длинные, короткие и средние. В старину ингилойцы носили джурабы каждый день в любое время года. Ткут такие носки из шерстяных ниток вручную. Сначала вычесывают шерсть, а потом прядут из нее нить. Пряжу по старинке окрашивают только натуральными красками, а потом с помощью пяти спиц вяжут джурабы.

«Спицы очень тонкие, поэтому у хорошей мастерицы вязка получается очень плотная. Рисунок традиционный: символы солнца, огня и цветы», - рассказала жительница с. Ититала Ханпери Искандерова.

Помимо джурабов в приданое невесты включали домотканые ковры и домашнюю утварь.

Праздничные джурабы с национальным орнаментом передаются из поколения в поколение. Отличаются они по цвету: синие и коричневые для мужчин, а красные, зеленые и оранжевые для женщин. Джурабы составляют часть приданого. Невеста должна принести в дом мужа столько этих носочков, чтобы хватило всем родственникам – бабушкам и дедушкам, свекру и свекрови, деверьям и золовкам. Так может получиться и сотня штук.

Вяжут джурабы традиционно под музыку. Любимый национальный инструмент ингилойцев – танбур. Ингилойцы считают, что танбуру более двух тысяч лет.

«У многих народов танбуры трехструнные, а у нашего только две струны. К тому же мы играем только пальцами, не используя специальные насадки», - поделилась жительница с. Ититала Захида Алиева.

Все элементы танбура изготавливают из разных пород дерева.

Ингилойцы говорят, что в этом музыкальном инструменте воплощена душа почтенного старца – основателя села Ититала. Считается, что именно он создал двухструнный танбур. Мудрец полагал, что в душе каждого человека есть место добру и злу, а значит и музыка должна строиться на их противостоянии лишь двух струн. На танбуре играют без нот, это всегда импровизация. Причем, чем старше исполнитель, тем интереснее композиции, ибо через мелодию он рассказывает о своей жизни.

Музыка – основная составляющая жизни ингилойцев. Под нее они готовят, вяжут, укладывают детей спать. Здесь до сих пор поют особые колыбельные.

Ингилойцы растят детей только в люльках. Существует древний обычай: пока бабушки укладывают спать младенца, их старшие внучки сидят рядом и учатся этому на своих куколках. Детей укладывают в узкие люльки и закрепляют широкими лентами, которые обхватывают животик, грудь и коленки малышей. Бабушки по очереди раскачивают люльку и поют колыбельные песни, в которой рассказывается о красоте горного края и об испытаниях, которые ждут ребенка в жизни.

«Мы укладываем малышей в люльки до трех лет и обязательно под колыбельные. Во-первых, это успокаивает детей, а, во-вторых, прививает любовь к музыке. К трем годам дети уже знают слова песни наизусть и могут сами принять участи в старинном обряде», - рассказала жительница с. Ититала Гюляндяр Мурадова.

В старину ингилойцы слыли хорошими виноделами.

До года детей кормят только грудным молоком, а в год первый раз дают попробовать хлеб – пури, который пекут в тандире – национальной азербайджанской глиняной печи. Пури принято не разрезать, а ломать руками, к столу этот хлеб подают горячим с сыром и маслом, которое называется кяря. Раньше его использовали для лечения простуды.

Кяря взбивают в маслобойне из катыка – особого сорта простокваши, которую готовят из молока буйволицы. Оно содержит в два раза больше жира и белка, чем коровье. Кяря самый древний сорт масла и его приготовление – целый обряд. Перед тем как достать кяря из маслобойни, необходимо произнести заклинание: «Хочу, чтобы масло было жирным, хочу, чтобы гость ушел сытым, хочу, чтобы в доме радость жила, и жизнь, как по маслу текла».

Кяря подают к любому блюду, даже к махарра – это ингилойские блины, приготовленные тоже из молока буйволицы. Готовят их на выпуклой стороне саджа, предварительно смазав его буйволиным жиром. Едят махарра только горячими – пока жир не застыл.

«Махарра – это символ солнца. Их готовят осенью, зимой и весной до наступления по-настоящему жарких дней. Тесто для махарра очень капризное, поэтому перед тем как начать готовить, хозяйки загадывают желание. Если блин получится - значит, желание исполнится, а если нет – значит, еще не время», - рассказала жительница с. Ититала Марьям Умаханова.

Традиция хранить воду в тыквенных сосудах была у многих народов, например, у индейцев майя.

Ингилойцы уверены: всему свое время. Здесь не принято торопиться, чтобы впопыхах не забыть старинные традиции. В селе даже воду хранят не в холодильнике, а по старинке - в тыквенных сосудах на деревьях. И к колодцу ходят не только за водой, но и за семейным счастьем.

Каждый вечер девушки собираются у колодца, обсуждают последние новости и сплетничают. Это прекрасный способ и себя показать, и на других посмотреть. Парни тоже приходят к колодцу, чтобы выбрать невесту. Первый шаг по традиции делает старейшина семьи. По настоянию внука он подходит к девушке с просьбой угостить его водой. Если жених ей по душе, то она сама наполняет кружку водой и подает посланнику, если нет, то старца поит водой кто-нибудь из замужних соседок.

Ингилойцы пьют воду из колодца и перед дальними путешествиями. Отпив несколько глотков, остатки выливают на дорогу, чтобы капельки воды, превратившись в дорожную пыль, позвали путника обратно, и он вернулся в гостеприимное ингилойское село.



ДРУГИЕ НОВОСТИ О ТРАДИЦИЯХ